Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи ткани служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделяли особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке, как правило, не более десяти циклов. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались с традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов.
Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похода на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки непрокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
Когда в начале XII века в Индонезию попали голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей-ремесленников. Но в начале ХХ века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке.
Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.
Россия, будучи большую часть ХХ века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине.
В России батик получил свое развитие и засверкал новыми гранями. Вторая половина и особенно конец двадцатого века, характеризуются бурным всплеском в этом виде декоративного искусства, открытии новых направлений в технике и ярких имен. Весомый вклад в этот процесс внесли члены Московского союза художников, Ассоциации художников декоративных искусств, родоначальники основополагающих направлений в технике батика:
-Ирина Трофимова - монументальный батик;
-Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик;
-Сергей Давыдов - «философский» батик;
-Виктория Кравченко - «офортный» батик;
-Александр Талаев - экспериментальный батик;
-Юрий Балычев - «традиционный» батик ...
Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого прекрасного вида искусства, где московские художники по праву занимают ведущее положение.
Источник: Энциклопедия Батика Сергея Давыдова