.::Креатив::клуб::.

Объявление



Правила форума | Новости форума | Техподдержка

Фотографии загружайте через сторонние хостинги. Во время редакции (переноса, объединения), загруженные через форум сообщения, могут удалиться без возможности восстановления.

Пользуйтесь ссылками Новые сообщения и Мои сообщения - это удобно.


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » .::Креатив::клуб::. » Батик » Теория


Теория

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи ткани служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделяли особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке, как правило, не более десяти циклов. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались с традиционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов.

Батик в древности был распространен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».
Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Техника «лацзе» - в переводе «узоры воском» - очень похода на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки непрокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.
В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.
Когда в начале XII века в Индонезию попали голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей.
В середине XIX  века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей-ремесленников. Но в начале ХХ века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке.
Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.

Россия, будучи большую часть ХХ века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине.
В России батик получил свое развитие и засверкал новыми гранями. Вторая половина и особенно конец двадцатого века, характеризуются бурным всплеском в этом виде декоративного искусства, открытии новых  направлений в технике и ярких имен. Весомый вклад в этот процесс внесли члены Московского союза  художников, Ассоциации художников декоративных искусств, родоначальники основополагающих  направлений в технике батика:
-Ирина Трофимова - монументальный батик;
-Татьяна Шихирева - «повествовательный» батик;
-Сергей Давыдов - «философский» батик;
-Виктория Кравченко - «офортный» батик;
-Александр Талаев - экспериментальный батик;
-Юрий Балычев - «традиционный» батик ...
Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным  техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого  прекрасного вида искусства, где московские художники по праву занимают ведущее положение.

Источник: Энциклопедия Батика Сергея Давыдова

2

«Холодный» батик включает в себя четыре основных технических подхода:

1. «Классический» - создается методом наводки резервом замкнутых плоскостей - подобно витражу и расписывается в один слой;
2. «Многослойный» - создается также подобно витражу, но при этом расписывается в несколько наложений цветовых тонов друг на друга;
3. «Незамкнутая графика» - расписывается без использования замкнутых плоскостей, а наоборот методом разрыва резервной линии и вхождения цвета одной плоскости в цвет другой
4. Свободная роспись / «Акварельная техника» / - расписывается по специальному покрытию на шелке, без применения резерва, в акварельной технике. «Холодный» батик наиболее доступный и эффектный, поэтому широко применяется как при росписи утилитарных изделий, так и при создании авторских панно.

«Горячий» батик / роспись расплавленным воском / включает в себя два технических подхода:

1. «Прямой», который в свою очередь делится на «однослойный» и «многослойный». «Однослойный» - создается методом фиксации, расплавленным воском, белого цвета ткани с последующей росписью красителями в один слой, а «многослойный» - создается методом фиксации, расплавленным воском, белого цвета ткани, с последующей росписью и фиксацией воском нескольких цветовых тонов, каждый раз насыщая их по тону;
2. «Обратный» /вытравка/ создается методом росписи насыщенных цветов с последующей фиксацией воском и «вытравкой» до белого участков росписи не покрытых воском, что позволяет исключить смешение цветов при наложении и добиться сочных, ярких и «открытых» цветовых отношений. «Горячий» батик в основном применяется для создания авторских панно и обладает неограниченными живописными и фактурными возможностями.

«Экспериментальный» батик включает в себя целый ряд технических приемов:

1. Роспись валиками расплавленным воском;
2. «Штамп» расплавленным воском;
3. «Поливка» расплавленным воском;
4.«Шибори»... «Экспериментальный» батик позволяет создавать незабываемые абстрактные композиции особенно при создании утилитарных изделий, авторские ткани, платки, шали, постельное белье, гардины ...

  Художники  Ассоциации художников декоративных искусств в совершенстве владеют техникой современного батика и создают высокохудожественные авторские произведения, которые украсят современный интерьер или создадут прекрасный индивидуальный образ в моделировании.

Источник: Энциклопедия Батика Сергея Давыдова

3

Красители для батика

Красители – вещества, способные придавать различную окраску тканям.

Прямые – применяются для росписи х/б тканей.
Имеют довольно яркие окраски
Хорошо смешиваются между собой
Обладают низким показателем к мокрой обработке

Основные – для росписи тканей из шелковых и шерстяных волокон,
Хорошо растворяются в водно-спиртовых растворах, особенно при добавлении уксусной кислоты
Дают яркие и сочные цвета
Хорошо растекаются по ткани и смешиваются между собой
Удовлетворительные показания устойчивости
Устойчивы к свету

Активные красители – способные вступать в химическое взаимодействие с окрашиваемым материалом. Благодаря образованию новых связей прочно удерживаются на волокне.

Кислотные – растворяются в воде, окрашивают шерсть, натуральный шелк, капрон, органзу. По химическому составу и способу применения делятся на 2 группы:
1. кислотные обычные
2. кислотные металлосодержащие

Красители 2 группы дают окраски широкой гаммы цветов и оттенков, отличаются чистотой и яркостью. Окраски имеют в большинстве случаев высокие показатели устойчивости к мокрой обработке и удовлетворительные – к цвету. По устойчивости к свету уступают красителям 1 группы, но превосходят их по яркости.


Вы здесь » .::Креатив::клуб::. » Батик » Теория